Консультация для родителей: «Роль
дидактических игр в процессе формирования элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических
способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из
взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме,
величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития
ребенка.
Формированию у детей математических
представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с
игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм
обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является
основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая
деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к
игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра – явление сложное, но в
ней отчетливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является
дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного
действия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее
результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и
умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они
определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют
поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые
совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют
интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат. Показатель уровня
достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности,
взаимоотношений.
Какое же значение имеет игра? В процессе
игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,
развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что
учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,
пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей
дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба,
игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для
дошкольников – способ познания окружающего мира. В отличие от других видов
деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в
игре ребенок не ставит и не решает. Однако, если для воспитанника цель – в
самой игре, то для взрослого, который организовывает игру, есть и другая цель –
развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений,
выработка тех или иных качеств личности.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает
требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от
восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие»,
и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения
эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.
При использовании дидактических игр широко
применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому,
что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для
формирования элементарных математических представлений у дошкольников
используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй
башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов
(величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в
вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся
группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат»,
«Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся
различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в
соответствующие для них отверстия.

3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна»,
«Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать,
группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
Важно отметить, что каждая игра дает
упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря
играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых
несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые
действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей
пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании
элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика.
Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его
кругозор.
0 коммент.:
Отправить комментарий